пятница, 13 апреля 2012 г.

Индийская вышивка одежды

Блестящий геометрический орнамент, вышитый гладью с большими стежками, состоит из полос, треугольников и ромбов, контрастирующих с тёмным фоном. Иногда наряду с этим в таком же геометрическом стиле вышиты человеческие фигурки, объединённые танцем или участвующие в праздничой процессии. Большие покрывала (чобе) вышивают в приданое невесте. По обычаю, их начинает вышивать для девочки бабушка задолго до свадьбы. Сам процесс ритуально обставлен: первый день работы над пхулькари отмечается как праздник для всех женщин семьи и их подруг. Гостям подают угощение. Вышивка начинается под звуки барабана и обрядовое пение с благопожеланиями.

Слово пхулькари означает «создание цветов», что вполне соответствует яркой праздничной расцветке изделий. Разновидность её, багх, что значит «сад», находится в том же смысловом ряду, связанном с цветением и плодородием. Здесь шов гладью почти полностью покрывает ткань, оставляя лишь небольшие просветы фона, образующие контур узора.

Такая же сочность и цветовая насыщенность характерна для вышивок Гуджарата, Раджастхана, Химачал Прадеш. В этих областях, в особенности в Гуджарате, вышивка, как и лепной орнамент на штукатурке деревенских домов, часто дополнена зеркальцами. Вся цвето-световая гамма таких изделий рассчитана на яркий солнечный свет, зажигающий краски и заставляющий сиять золото парчи, вышивки и ювелирных украшений. Традиционный индийский костюм полностью раскрывает свою красоту в жизни под небом, на открытом воздухе и много теряет в скупом северном освещении.

Контрастом к этой традиции выступает тонкое ажурное шитье чикан, работа мусульманских женщин. Вступая в прохладу дома с его щадящим зрение освещением, вы сразу обратите внимание на белизну и чистоту вышитых салфеток, занавесей, мужских рубах, отделанных той же вышивкой по тонкой хлопковой ткани. Разнообразие швов, включающее и плотную гладь, и ажурную сеть джали, и узелковый орнамент, и аппликацию из той же белой ткани, создаёт поразительный волшебный мир в миниатюре. По преданию, этот стиль вышивки был введён Нурджехан, женой могольского императора Джахангира. Вышивка чикан известна в Кашмире, Бихаре, Дели, однако лучшими считаются работы мастериц из Лакхнау в штате Уттар Прадеш.

Вышивка распространена в основном в северо-западной части Индии. Ею славятся Гуджарат и Кашмир, Панджаб и Раджастхан. Возможно, это связано с украшением сшитой одежды, употребляемой в этих областях – рубах, кафтанов и курток разных форм (ачкан, джама, курта), штанов (чудидара, пайджама), а также обуви и поясов. Традиционная несшитая одежда южных областей покрывается тканым орнаментом, удобным для прямоугольных цельных изделий, концы и кайма которых отмечены более крупным и нарядным узором. Среди них наиболее распространённые формы одежды – дхоти, драпирующее нижнюю часть корпуса и ноги и заменяющее таким образом штаны; юбка-запашка лунги и шали чадар. Эти виды одежды используются мужчинами и женщинами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий